Установка счетчиков расхода топлива на суда или яхты является объективной необходимостью для определения запаса хода, который сильно зависит от волновой обстановки и не может точно вычисляться по данным датчика уровня топлива в баке, а также для выработки оптимального режима движения судна на основе мгновенного расхода топлива двигателем. Для этого данные с датчиков расхода топлива целесообразно отображать на бортовом дисплее, и это не означает, что нужно устанавливать еще один дисплей.
На многих судах и яхтах для связи в единую сеть дисплеев и датчиков применяется CAN-шина стандарта NMEA2000. В рубке уже может быть установлен многофункциональный дисплей-эхолот, поддерживающий отображение информации от судовых датчиков по NMEA2000.
Данный стандарт специально разработан для применений на судах и обеспечивает простое “plug-and-play” подключение различных устройств. Протокольная часть стандарта основана на “автомобильной” спецификации J1939, но содержит дополнительные сообщения, такие как:
- координаты широты и долготы;
- состояние навигационного приемника;
- управляющие команды для автопилота;
- путевые точки;
- сообщения датчика ветра;
- телеметрия с двигателя;
- данные эхолота;
и другие специфические данные.
Также кроме традиционной передачи данных в виде стандартных PGN J1939 и транспортного протокола в NMEA2000 еще есть передача данных типа Fast Packet, которая является еще одним способом передачи сообщений более 8 байт.
Для интеграторов систем обычно важно знать как установить датчик расхода топлива так, чтобы
1) его данные отображались на штатном бортовом дисплее судна, имеющем интерфейс NMEA2000.
2) как обеспечить передачу данных для дистанционного мониторинга.
Для выполнения первой задачи датчик расхода топлива должен поддерживать выдачу данных о расходе топлива в спецификации NMEA2000. Информация передается в двух идентификаторах : PGN 127489 (посылка, содержащая мгновенный расход топлива) и PGN 127497 (посылка с накопительным счетчиком топлива).
В отличие от J1939 изделия в сети NMEA2000 также должны “представляться” и сообщать о себе информацию, иначе бортовой дисплей не будет знать о их существовании и отображать данные на дисплее. Один судовой дисплей может отображать информацию от нескольких двигателей. Поэтому датчики должны иметь в настройках не только адреса в NMEA2000-сети, но еще и номер двигателя, к которому они относятся.
Пример работы дисплея совместно с датчиками расхода топлива Eurosens.
Также стандарт NMEA2000 описывает еще и типы коннекторов для подключения к NMEA2000 сети. В самом деле, разного рода скрутки проводов, ножевые коннекторы и прочие простые соединения неприемлемы на судне.
в NMEA2000 сети может использоваться 2 типа коннекторов, Mикро и Мини. Отличить их очень просто:
При этом сеть NMEA2000 имеет следующую структуру, состоящую из шины (backbone) и подключенных с помощью тройников к ней устройствах. На обоих концах шины находятся заглушки-терминаторы. Отличие от автомобильной шины только в том, что подключение нового устройства необходимо производить с помощью добавления тройника, к которому и подключается добавляемое устройство.
Наши счетчики расхода топлива Eurosens Direct CAN/Delta CAN поддерживают работу по интерфейсу CAN NMEA2000, а для подключения их в сеть у нас можно заказать тройники и кабель для подключения счетчика. Оба изделия имеют тип коннектора – MICRO. Поэтому при заказе необходимо уточнить тип коннектора в NMEA2000 сети конкретного судна.
Из практики для отображения на дисплее весьма полезной является информация о мгновенном расходе топлива, так как позволяет лучше подбирать эффективный режим движения судна.
Аналогичным способом с помощью T-кабелей мы можем подключить в NMEA2000-сеть и терминал мониторинга для чтения расхода топлива и других параметров. При этом необходима расширенная настройка CAN-сообщений для чтения “непривычных” для CAN J1939 идентификаторов PGN 127489 (посылка, содержащая мгновенный расход топлива) и PGN 127497 (посылка с накопительным счетчиком топлива).